Главная » Композиция ДПИ » Приемы композиции

Приемы композиции

В отличие от законов композиционные приемы относятся к неустойчивым категориям, играют важную роль в разработке конструктивных идей тектонической структуры и усилении пластической и эмоциональной выразительности композиции произведения. Приемы композиции развивались и обогащались в практической деятельности многих поколений народных мастеров, цеховых ремесленников и профессиональных художников, у разных народов и в разные эпохи.Они соответствовали задачам декоративно-прикладного искусства определенного времени.Одни приемы композиции, недолго просуществовав, теряли свое значение вместе с идейными  концепциями, которые генерировали, другим суждено длительное функционирование в течение  многих тысячелетий благодаря гибким вариативным свойствам.

Композиция  рассматривается как сочинение, составление, важнейший организующий  элемент художественной  формы, придающий  объекту  проектирования единство и целостность, соподчиняющий его компоненты  друг другу и целому. 

К главным композиционным приемам относятся: ритм, метр, симметрия, асимметрия, статика, динамика.
Ритм. 
Ритм-свойство, характерное для многих явлений природы, в том числе и для жизни человека (ритмы обмена веществ, сердцебиения, дыхания и др.. ),а также ритмические циклы года, отливы и приливы моря, биологические закономерности процессов, динамика роста. Ритмичность,повторяемость отдельных движений и их циклов характерна для процессов труда, а потому  находит свое воплощение в материальной форме ее продуктов. Как отображение закономерностей реального мира, ритм вошел во все виды искусства, стал  одной из необходимых средств организации художественной формы.В музыке, в танце он проявляется как закономерное чередование звуков или движений.В архитектуре,изобразитель-ном и декоративном искусстве чувство ритма создается чередованием материальных элементов в пространстве. Время в таком ритме заменено пространственной протяженностью.
Ритм как композиционный прием декоративно-прикладного искусства — это повторение элементов объемно-пространственной и плоскостной-орнаментальной формы и интервалов между ними, объединенных сходными признаками (тождественными, нюансными и контраст-ными соотношениями свойств и т.п. ).

Существует два вида повторности- метрическая  и ритмическая (метр  и  ритм).

Метрический ряд(метрическая повторность)– характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними.

Примеры простых метрических рядов показаны на рис1.

5

Рис.1 Простые метрические ряды

Сложная метрическая повторность основывается на сочетании или наложении простых. Количество комбинаций при этом безгранично, но протяженность ритмических структур имеет количественные границы.

cats-crop

Pис.2 — метрические ряды с чередованием элементов двух видов;
— метрические ряды с чередованием равных элементов и равных интервалов;
— метрические ряды с чередованием неравных элементов и неравных интервалов;

В основном метрические композиции статичны. Ритм в отличии от метра придает композиции динамизм.

Ритмические ряды (ритмическая повторность) образуются чередованием более выразительных элементов (акцентов) и менее выразительных — пассивных (интервалов).

Движение, заключенное в форме акцента, передается другому акценту и от него последовательно всем акцентам, вызывая пульсацию ритмического ряда.

Асимметрия форм акцента и небольшой размер интервала усиливают движение в ряду, тогда как симметрия акцента и большая протяженность интервала замедляют это движение.

Ритмическая организация композиционных элементов ( например,  размещение орнаментальных мотивов на плоскости ) может осуществляться в одном, двух или в четырех направлениях ( сетчатая композиционная схема орнамента ).

cats

Рис.3 -ритмические ряды равных элементов, повторяющихся на возрастающих интервалах, и ритмический ряд с возрастающими элементами на равных интервалах;
— ритмические ряды с возрастающими величинами форм и интервалов;
— ритмический ряд, образованный сочетанием метрических рядов;
— ритмический ряд, образованный наложением двух метрических рядов

Направление ритмичного нарастания – убывания может быть самым разнообразным: прямолинейным, криволинейным, дугообразным, концентрическим, спиральным, радиальным, волнообразным и т.д.

233

Рис4. Спиралевидное наростание ритма.

 Симметрия, асимметрия.

 Симметрия , как композиционный прием — это четкий порядок в расположении, сочетании элементов, частей соответствующей тектонической структуры произведений декоративно-прикладного искусства. Принцип симметрии, которым народный мастер и профессиональный художник руководствуется в творчестве, встречается в природе ( например, кристаллы, листочки , цветы, бабочки, птицы, тело человека и др.. ). Симметрия вносит в произведения декоративно-прикладного искусства порядок, законченность, целостность, ассоциируется с волевой организацией формы и декора. Известно три типа симметрии. 
 Зеркальная симметрия. Фигуры или изображения размещены в одной плоскости, делятся линией на равные части, аналогично отражению в зеркале. Этим типом симметрии обладает большинство объектов растительного и животного мира, а также человек.

76

Рис.5

                                                                             

В орнаментах и декоративных изображениях применяются разновидности зеркальной симметрии. Зеркальная симметрия способствует впечатлению уравновешенности и покоя, так как она делает полярные направления – в обе стороны от плоскости симметрии – равноценными для нашего взгляда.

zo-01

Рис.4

zo-02

Рис.6 Изображение получено путем вращения первой зеркальной копии относительно некоторого центра, в данном случае поворотом
нижнего зеркального отражения на рис.4

Зеркально отразить можно целый ряд:

66

Рис.7

                                                                                                      

Прием зеркального отражения можно применять при создании розеток. В этом случае вначале необходимо получить пару зеркально отраженных секторов, а затем вращать их вокруг центра.

zo-06

Рис.8

Эффект зеркальной  симметрии  можно наблюдать в детском калейдоскопе.
Трансляция или перенос —  второй тип симметрии. Поступательный перенос фигуры параллельно самой себе называется трансляцией.  Ось, вдоль которой происходит перенос фигуры, называется осью переносов. Наименьший перенос есть период трансляции или раппорт.

simmetria-4

Рис.9

 Если ось переносов одна, то это линейно-раппортный орнамент.Простейший прием  создания орнаментального ряда- копирование  фигурки и ее сдвиг по горизонтали.

p-02 (1)

Рис.10

Если  осей  переноса  две — орнамент сетчатый.При  создании многорядных орнаментов  производят сдвиг  искомого ряда вертикально вверх или вниз.

p-06

Рис.11

Чередование горизонтальных и вертикальных сдвигов, выполненных в определенном ритме, создает основу для извилистой линии, объединяющей элементы орнамента. Возникающие промежутки могут быть при этом заполнены иными элементами орнамента:

p-09

Рис.12

Такие  узоры  присутствуют в тех орнаментах, которые как бы можно продолжить до бесконечности.Например : обои, паркетный пол.
Циклически-вращающийся— третий тип симметрии применяется для объемных тел вращения. Симметричная фигура равномерно перемещается по оси, перпендикулярной к центру основания крутится вокруг нее, оставаясь в пределах кривой. Примеры этой симметрии можно найти в природе (цветы ириса, розы, шишки, морские звезды )  но больше всего   их среди созданных  человеком предметов (посуда и другие изделия, изготовленные техникой бондарства, токарства и гончарства).

img2

Рис.13

Асимметрия — отсутствие какой-либо симметрии. Асимметрия выражает неупорядоченность, незавершенностьПостроение асимметричной формы можно понять только приняв структуру в целом, а симметричную композицию и по фрагменту  ( рапорту). Для ковра с зеркальной двухосной симметрии достаточно одной четвертой части, чтобы определить  его общий вид.
Динамика, статика.Объемная и плоскостная тектоническая структура произведений декоративно-прикладного искусства основывается на явных и скрытых ритмах, которые сильно влияют на эмоции человека в процессе  художественного восприятия. Ритм может выразить и монотонный покой, и легкое волнение, и стремительную бурную решительность. Динамика и ее противоположность статика ( уравновешенность) действуют на эмоции, определяя характер восприятия декоративно-прикладной формы предмета. Шар, куб-достаточно спокойные  и уравновешенные  формы, воплощение статичности.А вот конус -динамичная  форма,его острый конец задает направление движения. Динамичны также спирали, параболы.
Мотив будет статичным, если его можно будет плоскостью симметрии разделить  на равные части, одна часть является зеркальным отражением другой.Аналогично  будет и с двумя плоскостями симметрии.

polosa16

Рис.14 Сложный статический ритм

Статичность мотива  определяется  не только симметричностью, но и наклоном. Вертикали и горизонтали вызывают  ощущение устойчивости, покоя. Наклонные линии динамичны. Все ассиметричные мотивы  динамичны.

polosa2

Рис.15 Простой динамический ритм.Динамика задана наклоном мотива.

polosa18

Рис.16 Сложный динамический ритм. Динамика задана направлением мотива.

Также факторами для создания динамики являются : размер мотива, его поворот  и расстояние  между мотивами.В орнаментальных композициях часто используется сочетание статических и динамических элементов.
Контрастность отношений создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины . Это одинаково касается объемных и плоскостно-орнаментальных форм.
 Слабая динамика выражается нюансными отношениями элементов. Тождественные отношения величин формы по трем координатам характеризуют статическую структуру. Композиционный прием динамики и статики основывается не только на измеримых величинах формы, но и на соотношениях других свойств (ажурности, тона, цвета, фактуры и т.д. ).


Ресурсы Интернет:http://telarian.ru
http://www.cross-kpk.ru

Один комментарий: Приемы композиции

  • Nalichnuy говорит:

    Расположение главного на 2-м плане, выстраивание кульминации и золотое сечение – частные методы реализации этого приема.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.