Декоративно-прикладное искусство.Средства эстетического воздействия
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Это собирательный термин, условно объединяющий два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.Решая в совокупности, как и архитектура практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают несколькими характеристиками: созданы по законам красоты; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления предметов быта и интерьера.
Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.
Основой декоративно-прикладного искусства является народное творчество.Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества, которое было одновременно познанием мира, образным мышлением и практическим действием.
Эстетически насыщая и преображая окружающую человека среду, произведения декоративно-прикладного искусства обычно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением, с другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий).Поэтому значимость произведений ДПИ наилучшим образом может быть понята лишь при ясном представлении о взаимосвязях предмета со средой и человеком.
Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей и ритмическая структура изделия служат единственными средствами воплощения его эмоционально-образного содержания. Например,изделия из стекла без декора наглядно доказывают особое значение для произведений ДПИ чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка. Эмоционально-содержательный образ изделия часто активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением его формы с каплей, цветком, фигурой человека или животного, их отдельными элементами, с каким-либо другим изделием).
На образную структуру предмета также существенно влияет декор. Нередко именно благодаря декору предмет быта становится произведением ДПИ, обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме). Например, нарядная роспись поверхности и простая форма хохломских изделий различны по своему эмоциональному звучанию. Декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.
Для создания декора предметов декоративно-прикладного искусства широко используют орнамент и элементы изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже графика). Средства изобразительного искусства и орнамент мастера ДПИ используют и в форме предмета ( волюты — спиралевидные завитки с «глазком» в центре; звериные лапы и головы в деталях мебели ; пальметты — стилизованные пальмообразные листья; сосуды в виде цветка, птицы, зверя, фигуры человека).
Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решетки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра).
Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).
Стилизованный образ того или иного предмета сохраняет только самые характерные его признаки, детали же выполняются условно.Узор или группа узоров, украшающие тот или иной предмет,должны соответствовать его назначению, подчеркивать форму и материал, из которого этот предмет сделан.В зависимости от материала и назначения изделий узоры могут быть выполнены различными техниками: вышивкой, аппликацией, резьбой, лепкой, мозаикой, росписью, трафаретом и т.д.
В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начала проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки играют в декоративно-прикладном искусстве роль особо активных средств эстетического воздействия.
Добавить комментарий