Законы композиции

  В композиции произведений декоративно-прикладного искусства кроме главных законов действуют такие, как закон масштаба , закон пропорциональности, закон контраста. 
Закон  масштаба.Среди произведений декоративно-прикладного искусства встречается немало предметов, которые имеют разную  форму, но равные размеры. Это вызвано определенными функциональными требованиями. Человек в композиции произведений декоративно-прикладного искусства является своеобразным масштабным эталоном, мерой всех вещейЗакон масштаба раскрывает логично и художественно  метрические соотношения между человеком и произведением, окружающей средой и произведением, его элементами и общими габаритами формы.

 Разнообразное использование масштабов в  основном сводится к трем основным положениям. Первое — применение обычного антропометрического масштаба, исходя также из того, кто тем предметом должен пользоваться, — мужчина или женщина. Иногда масштаб приобретает,четкие «личностные» признаки.Например,одежда , ювелирные украшения и т.п.  

images.jpg99

 

Второе положение предусматривает использование в композиции уменьшенного масштаба-  при изготовлении предметов для детей, детских игрушек. В уменьшенном масштабе выпускают значительную часть сувенирных изделий: пластика малых форм, мелкие, но изысканно украшенные бытовые предметы с ярко выраженными признаками определенной ячейки народных художественных промыслов края, страны.

66               77

Третье положение сводится к сознательному увеличению масштаба — гиперболизации, это  способствует проявлению чувств торжества, возвышенности, декоративности. В этом масштабе изготавливали преимущественно произведения, связанные с оформлением интерьера, ритуальные и культовые предметы. Например, древние каменные вазы и современные из шамота, металлическая пластика светильников и решеток, ритуальные чаши из драгоценных металлов XV-XVI вв., церковные и резные деревянные подсвечники на пол.

0_4df38_3baa8da5_L

Произведения слишком большого масштаба  — амасштабны. В XVII-XIX в. большую посуду гипертрофированного масштаба выполняли цеховые ремесленники во время сдачи экзамена на звание мастера.
Закон  пропорциональности. Пропорциям и пропорциональным отношениям в любом  искусстве  принадлежит  определяющая  роль.Без верно  выбранных пропорций не может быть художественного произведения. Пропорции- это соразмерность элементов в отношении к  целому и один к другому,придающая изделию или орнаменту эстетическую выразительность и гармоничную завершенность.Вопросы соразмерности линейных величин, площадей, ритмических движений, тональных отношений можно решить  двумя способами:
1) делением на равные части ( в этом случае создается впечатление покоя, равновесия, устойчивости — статики);
2) делением  на неравные части( впечатление движения, разнообразия- динамики) в соответствии с правилом  «золотого  сечения». «Золотое сечение» («золотая пропорция»)- это такая  соразмерность частей между собой и  по отношению  к целому, при которой целое так относится к  большей части, как большая часть к меньшей.

7

Закон контрастов.  

Понятие «контраст» означает четко проявленную противоположность соответствующих свойств предмета, состояния, действия.Взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства,а взаимодействие  тождественных элементов смягчает эти качества.

contr

Цветовой контраст

Тождество обнаруживает простейшую композиционную зависимость повторения равных величин ( 1:1)- метрических, ритмических, пластических, тональных, цветовых. Тождественные повторения применяются при изготовлении наборов (ансамбля) однотипных вещей: чашек, тарелочек в фарфоровом сервизе, точеных деревянных емкостей для сыпучих продуктов и т.д.
preview0002                                                                                           Тождество формы
                                        
На тождественных повторениях основывается рапортная  сетка в построении орнаментов.Композиционные отношения,связанные с  повторением  равных элементов, величин, свойств плоскостно-пространственной формы, называются нюансами (буквально — оттенок, едва заметная разница ). В нюансных композиционных отношениях сходство при повторяемости выступает сильнее, чем разница, а потому они, как бы тождественны, что  является средством выражения целостности, и покоя в произведениях. Например, рассматривая  сферическую форму кувшина и его цилиндрическую шейку, можно заметить, что переход между этими частями формы осуществлен мягко, едва заметно, то есть на нюансных отношениях. В таких же нюансных отношениях находится и пластика ручки кувшина.  

Увеличивая неравенство в соотношении величин, характере  свойств предмета одновременно уменьшается их сходство  и проявляется различие.
 В объемно-пространственной форме композиционные контрасты выражены преимущественно соотношениями противоположных пар, а именно: 

а)метрический  контраст формы (размеры):низкая- высокая, узкая- широкая;

б)пластический  контраст формы (элемент):часть вогнутая- выпуклая, статическая- динамическая, симетричная- ассиметричная;

в)контраст материала формы(текстура, фактура, тон, цвет): выразительная  текстура-едва заметная,гладкая- шершавая, светлая- темная, теплая- холодная;

г)контраст  конструктивной  идеи( функции) формы;

-контраст конструтивной идеи(доминанты) мотива, рапорта;

-метрический  контраст  мотива, рапорта:открытый- закрытый, трехкомпонентный;

-пластический контраст мотива, рапорта:динамика- статика, ритмичность- аритмичность, центричность- ацентричность, симметрия- асимметрия;
-контраст материала( фактура,тон, цвет): гладкая- шершавая, светлая- темная,монохромная- полихромная;
-контраст средств выразительности: линия- пятно,плоскостность- рельефность, силуэт- ажурность.
Контраст в композиции имеет универсальное  значение.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.