Япония

Искусство орнамента в Японии сформировалось под влиянием Китая и частично Индии. Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. Надо отметить, что в древности и в Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно. Японский живописец, выбирая тот или иной мотив, стремился не просто воспроизвести его визуальную достоверность (сосна, кипарис, пион, ирис), но найти способ передать связь его с чем-то более общим и значительным, как бы подсоединить к восприятию многовековые слои культурной памяти.

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда символичны: птицы и бабочки символизируют любовные переживания, пожелания счастья, журавль (цуру) — символ  удачи и процветания, долгой жизни; символами  силы и мощи считается редька (дайкон), продолжения рода- апельсин , целомудрия- лотос, вишня (сакура) — символ нежности, бамбук — стойкости и мужества,  символом супружеского счастья и верности считают мандаринскую уточку,сидящую  на скале под деревом .

птицы растения як8

О недолговечности, изменчивости   бытия  напоминают  опадающие весной цветы вишни, долго цветущие хризантемы  вещают  долголетие. В начале XVII в. символом   знатного, благородного человека считался мотив цветущих пионов.

Символами  времен года выступают некоторые явления природы, животные и  цветы:туманная дымка, цветок вишни,  дерево ивы, камелия— весна; кукушка, цикады, пион— лето; алые листья клена, хризантема, олень, луна — осень, цветы сливы в снегу — зима.

Стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками в виде круга  являлся символом императорской власти в Японии. Он олицетворял собой солнце, озаряющее лучами Страну восходящего солнца.

Многие узоры в японском искусстве имеют названия. Например, традиционный узор «сей-гай-ха» -волна голубого океана. Узор в виде пчелиных сот называется кикко (черепаший панцирь), символизирует добрую судьбу. Круглые хризантемы образуют узор маругику, он часто использовался на тканях для кимоно. На узоре фукура-судзуме изображались воробьи, на узоре хиси-мон изображались стилизованные орехи водяного каштана (хиси). Единственным элементом узора уро-ко-мон был равнобедренный треугольник; из сотен таких треугольников составлялись пирамиды разной величины.

 

В декоре японских произведений искусства доминируют сюжетные и символические композиции. Геометрических  орнаментов сравнительно мало. Зато  растительные , пейзажные  и анималистические  темы занимают центральное  место в росписях  произведений  Японии.

горы     Осенний сад

Ветки деревьев, травки , цветочки, пернатые драконы, фантастические чудовища и  змеи , бабочки и другие насекомые –  главные сюжеты в росписях фарфоровой посуды, лаковых изделий, тканей.

японский орнамент

Необычная орнаментация  значительно отличает изделия японских мастеров от изделий остальных народов.  Для японского стиля характерна  нарочитая  асимметричность в декоре, свободное соотношение художественной отделки  и формы, не соподчинение, а наоборот, их контрастное сопоставление, отсутствие  перспективы в изображении,   значимость материала. В произведениях  всегда присутствует строгая логика и целесообразность, гармония, основанная на равновесии цветовых  сочетаний, точном соответствии пустого и заполненного пространства.

Каждый узор должен иметь хороший смысл и благоприятное лексическое выражение. Японцы верят в магию слова — котодама. Они и сейчас считают, что слово может навлечь беду или, наоборот, принести удачу. Орнаменты, связанные со словами развивающими действие, например:’открыть’, ‘начинаться’, ‘расти’, ‘продолжаться’, ‘танцевать’ — считались хорошими,  а узоры, ассоциирующиеся со словами ‘заканчиваться’, ‘падать’,  ‘сжиматься’, ‘рваться’ – плохими . Но и здесь  есть свои тонкости.  Изображен  бурный поток — значит будет буря, бедствие; поток тихий , спокойный  -пожелание спокойной  размеренной  жизни.

Орнамент  также может иметь благоприятную или неблагоприятную композицию. Если на ветке нет бутонов или перед бутоном нет свободного места, где бы мог раскрыться цветок, то это обозначает, что цветению нет будущего.

Японское  искусство исторически развивалось  преимущественно на почве высокоразвитой религиозной жизни, которая определялась буддизмом, синтоизмом и конфуцианством (также имели место идеи даосизма ).Религия  находила явное и неявное отражение в японском искусстве. Одним из действенных средств создания художественного образа  было прямое включение священных текстов в ткань художественного произведения.  Но чаще  религиозные мотивы звучали лишь в душе мастера, привнося в его творения особую, прекрасно улавливаемую средневековым японцем атмосферу.

 

Орнаментальное наследие Японии многочисленно и многообразно. История искусства орнамента дает нам возможность четко проследить, как в творчестве человека соединились социальная, эстетическая и познавательная форма жизни.

Период Асука-Нара (6-8 вв.) характерен активным использованием орнаментов и узоров из соседних  стран — Китая, Кореи, хотя  многие из этих узоров были завезены в Восточную Азию по Великому шелковому пути из Греции, Индии и др. Существует очевидное сходство орнаментов этого периода с  орнаментами  других древних культур Евразии.

Одежду украшали  изображения мифических животных и растений, ассоциировавшихся с силой, властью. Изображения  феникса и дракона, а также диковинных птиц и рыб , по поверьям японцев, были способны отгонять злых духов. Так  изображение китайского льва, царя зверей, служило оберегом.

В этот же период были заимствованы буддийские орнаменты — растения и животные Западного рая Чистой земли — черепаха, птица с веткой дерева в клюве, небесная фея-птица Калавинка, мифические цветы.

Третья группа орнаментов древности была связана с небесными светилами и природными явлениями — солнцем, луной, звездами, облаками и т.д., которые считались местом обитания божеств, что придавало им магическую силу.

В период Хэйан и Камакура (9-14 вв.)складывается  японская система декора, узоры приобрели новые значения в соответствии с японскими традициями.

Появляется много орнаментов на основе китайской классической литературы, а  расцвет японской поэзии и прозы также  способствует созданию  большого  пласта подобных узоров. Благодаря  изобретению  азбуки-кана  появляется  каллиграфический  орнамент, в котором буквы вплетались в декор так, что их было сложно отыскать в общей композиции. Этот вид дизайна получил название ‘асидэ’ и стал типичным для того времени. ‘Японизация’ орнамента проявилась также в широком изображении предметов, животных и растений, окружающих человека — цветущих вишен, хризантем, кленов, воробьев, оленей, хижин, оград и т.д. В это же время складывается аристократический орнамент, известный под общим названием ‘ю:соку-монъё’. Это были именные узоры, которые стали прообразом гербовых изображений.

Периоды Муромати и Момояма (15-16 вв.) ознаменовался повсеместным распространением учения секты Дзэн, а вместе с ним искусств чайной церемонии и аранжировки цветов. В качестве мотивов орнамента стали использовать ритуальные буддийские предметы. Князья-военные имели свои ценности и эстетические воззрения, что ярко выразилось в формировании новой бытовой культуры. В это время появилось выражение ‘Эпоха важнее образца’ (рэй ёри дзидай), что свидетельствовало о стремлении заменить заимствованные в древности китайские модели на новые, соответствующие новым веяниям времени. В качестве узоров стали изображать предметы, которые ранее находились вне рамок эстетики. Благодаря развитию товарно-денежных отношений совершенствовалось ремесло, и многие ремесленные товары стали использовать в качестве мотива декора предметов и одежды. Во второй половине 16 в. Япония познакомилась с европейской культурой, что оказало сильное влияние на орнаментику и декоративно-прикладное искусство в целом. Орнамент этого времени чаще наносился тушью. В эти периоды роспись тушью была популярна на ширмах, веерах и прочих предметах интерьера. Следует опомянуть извенстную группу художников – Ноами, Гэйами, Соами принадлежавших к школе — Чистой Земли.

В 17 в. наступает период многообразия узоров и орнаментов. Эпоха закрытия страны, мирное развитие внутренней экономики, повышение благосостояния городского населения благотворно сказалось на развитии традиционной культуры. Традиционные ремесла регионов получили распространение по всей стране, и благодаря их развитию стало возможным создание  новых, более утонченных  и сложных орнаментыов. Резервированная роспись ‘юдзэн’ (роспись по ткани, батик) позволила изображать на одежде сложные пейзажи. В этот период типичными становятся изображения бытовой жизни людей, жанровых сцен. Благодаря распространению грамоты в народе новое прочтение получили классические произведения поэзии и прозы, что соответственно обусловило новую интерпретацию орнаментов на литературные темы.

В эпоху Эдо (17-18 вв.) появились печатные каталоги орнаментов кимоно — хинагата-бон, которые заменили традиционные книги заказов, где каждый заказ подробно описывался со слов заказчика. Книги хинагата и цветная гравюра стали первыми журналами мод в Японии, на основе которых горожане делали заказы на изготовление одежды.

После открытия Японии в 1855 году для внешнего мира японские товары и произведения искусства в большом количестве завозятся в Европу и быстро находят в ней ценителей. На Всемирных выставках в Лондоне и Париже демонстрируются  японская цветная гравюра и различные изделия декоративно прикладного искусства (фарфор, кимоно, ширмы, лаковые изделия и пр.).

Японское искусство  изумило запад, оказало огромное влияние на искусство многих  европейских художников, способствовало зарождению стиля «модернизм”.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.