Главная » Главная » Художественный образ в пластических искусствах.

Художественный образ в пластических искусствах.

Искусство-  вид творчества, который  в зависимости от отношения к объекту может быть  не только изобразительным, искусством  запечатления образов, но и  неизобразительным , а точнее-преобразительным, художественно изменяющим окружающую материальную среду.

 К изобразительным  видам относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, фотоискусство. Они с различной мерой чувственной достоверности визуально  отображают воспринимаемую действительность.
К неизобразительным искусствам относятся: архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование. В этих видах  искусств визуально-пространственные образы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности.

Так, одно дело — изображать пейзаж, т. е. написать с натуры картину, этюд; другое дело — создавать пейзаж: сад, городской ансамбль, парк. Одно дело — изображать вещи, например написать натюрморт; другое — создавать вещи, но так, чтобы они радовали своей красотой.

 

Букет с цветами

Корзина с розами. Флористика

Букет с цветами

Букет с цветами. Натюрморт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Названные изобразительные и преобразительные искусства относят к пластическим видам искусств, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени.

Границы между этими видами  искусств относительны.
Так в ДПИ  используют мотивы, а часто   и целые  изображения, близкие изобразительному творчеству (к примеру, сосуды в виде людей и животных).

Декоративная керамика

В зодчестве также могут  использоваться растительные  и органические  формы( Древний Египет, Индия); в декоре  архитектуры  присутствуют антропоморфные, растительные, зооморфные мотивы.

Декор в архитектуре
Изобразительные искусства иногда прибегают к символическим  образам и фантастическим сюжетам, это и монументальная живопись, и скульптура, книжная графика и  плакат.
Как изобразительные, так и неизобразительные формы включают в себя такую сферу  пластических искусств, как  орнамент.
Произведения пластических искусств в отличии других родов художественной деятельности отличаются также и тем, что они воспринимаются зрением, а  декоративно-прикладное искусство еще и с участием осязания.

Чтобы полноценно  оценить архитектурный объект, а  нередко и монументальную живопись и скульптуру, потребуются двигательно-моторные функции, что, естественно, происходит во времени.

Пластические искусства часто становятся художественным элементом  многих синтетических искусств, например кино,театра.

Взаимосвязь звуков и красок,  живописи и музыки присутствует  как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям.Русский композитор А. Скрябин  первым ввёл понятие «цветомузыка», используя в исполнении музыки цвет.

Художественный образ  пластических искусств может включать языковые единицы: букву,слово, надпись. Литературный текст-неотъемлемый элемент плаката и карикатуры, он также  является одним из средств создания художественного образа , например каллиграфия в искусстве  Японии и Китая средних веков.

Китайская живопись

Как и другие роды художественной деятельности, пластические искусства осваивают мир в образной форме.
Но в основном образная структура произведений пластических искусств строится зрительно-пластическими средствами (цвет, ритм, пространство, объём,  и т. д.).

Структуру художественного образа в этих видах искусств  условно можно разделить на три тесно связанных друг с другом аспекта: тектонически-композиционный — состоит в организации реального, вещественного материала в трёхмерном пространстве, формировании его конструкции и тектоники, в системе расположения отдельных частей, в достижении целостности композиции; выразительный — достигается использованием зрительно-формальных элементов, создающих определённое настроение, выявляющих эмоционально-идейный смысл произведения; изобразительный (специфический для живописи, скульптуры и графики) — заключается в непосредственно-визуальном воспроизведении предметов, форм и явлений окружающего мира или в ассоциативном напоминании о них.
Художественные ассоциации позволяют расширить содержание произведения за пределы собственно изображённого, включить в него философские размышления о жизни, широкую совокупность общественных идей и др.
В  пластических искусствах  тектонически-композиционные и эмоционально-выразительные аспекты  образа тесно связаны с его изобразительным решением.

Художественный образ, как и всякий образ вообще, являясь отражением жизни в сознании людей,обладает свойством обобщать явления действительности. Он единственный и неповторимый, окрашенный отношением автора.Художественное качество образа возникает из творческой конкретизации обобщения и фантазии,позволяющих вскрыть и показать существенное и главное в действительности.Изображение становится художественным тогда, когда оно говорит больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Это не просто воспроизведение увиденного,услышанного,узнанного. Это создание еще одной  действительности с помощью звуков и слов, линий и цвета, объемов и форм в музыке, литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Любая вещь, идеально сконструированная с точки зрения своего практического назначения, не является еще художественной. Произведением искусства она становится тогда, когда приобретает выразительность более глубокую, чем просто выявление своего функционального назначения.  В картине отдельные фигуры и предметы должны быть соединены в такую композицию, при которой они сообщают зрителю более глубокое представление о жизни, чем может дать их простое механическое объединение. Это, конечно, еще не определяет до конца художественный образ, как таковой, но составляет существенно-необходимую черту определения.

Также важно понимать , что в каждом виде искусства структура  художественного образа имеет свои особенности,обусловленные, с одной стороны,способами выражения духовного содержания, с другой стороны, технологией, характером материала, в котором это содержание воплощено. В отличие от станкового искусства, в декоративном искусстве вместо изображения, несущего в себе художественный образ вещи,создается новая вещь, сама являющаяся носителем своего художественного  образа.

В своем художественном творчестве художник выделяя из чувственных образов непосредственного созерцания существенное, глубокое, общее и, объединяя эти черты воедино, приходит к созданию типа. Именно в этой форме — типа — обобщение и наличествует в художественном образе. Типическое-с греческого — образец, отпечаток, форма — категория научно -философской мысли,  занимает в эстетике важную роль, обозначает специфически-реалистический способ и результат художественного обобщения, ориентированного на изображение средствами искусства характерных, существенных черт и признаков жизненных явлений и предметов. 

В истории искусства  выделяют  три  основных типа художественного обобщения, которые отличаются содержанием общего,своеобразием единичности, логикой соотношения общего и единичного.
1.Идеализация.Этот тип художественного обобщения присутствовал и в античности, и в средние века, и в период классицизма.Смысл идеализации – особое общее, которое  представлено доведенными до определенного  совершенства  ценностями. Задача – выделить до чувственного воплощения идеальные сущности.Например. В картине  Н. Пуссена «Царство Флоры»изображены мифические персонажи, в центре картины , в грациозном танце с прекрасным цветочным венком на голове, предстает богиня весеннего цветения Флора. Единичное здесь не играет самостоятельной роли,сиюминутные, бытовые характеристики действительности опускаются. Вместо бытового окружения возникает идеальный пейзаж, находящийся как бы в состоянии сновидения. Из единичного устраняются собственно неповторимые характеристики, и предстает образ самой неповторимой гармонии. Это логика идеализации, где цель – утверждение духовной сущности.
Н.Пуссен Царство Флоры

Н.Пуссе» Царство Флоры»1631 г.

2.Типизация. Тип художественного обобщения, характерный для реализма. Суть типизации – раскрытие полноты этой реальности, показав ее от конкретного к общему, при этом сохранив исходящую значимость самого конкретного. Задача  типизации: вскрыть общее в закономерностях жизни.  Тип – воплощение наиболее характерных особенностей данного класса явлений так, как они существуют в реальности. Отсюда связь типизации с историзмом мышления художника. Бальзак называл себя секретарем общества. Маркс узнал из романов Бальзака больше, чем из сочинений политикоэкономистов.Типологическая особенность характера русского дворянина – выпадение из системы, лишний человек. Общее здесь требует особого единичного, существующего в реальности, обладающего неповторимыми чертами. Здесь  проявляется сочетание уникального, неповторимого конкретного с общим, индивидуализация становится оборотной стороной типизации. Когда говорят о типизации, сразу говорят и об индивидуализации. При восприятии типических образов необходимо жить их жизнью, тогда и возникает самоценность этого конкретного. Возникают образы неповторимых людей, которые художник индивидуально выписывает. Так мыслит искусство, типизирующее действительность.
3.Типологизация-новый способ художественного обобщения  возникший в искусстве XX века.  XX век смешал все способы художественного обобщения, и реализм перестал быть неоспоримым явлением. Существует  типизация с натуралистическим уклоном, где искусство буквально отзеркаливает реалии жизни.   А есть образцы искусства- погружения в конкретику, которая создает даже особую мифологическую реальность. Например, гиперреализм, создающий загадочную, странную и мрачную действительность.
Суть типологизации: типологизация родилась в эпоху распространения научных знаний; это художественное обобщение, ориентированное на многознающее сознание. Типологизация идеализирует общее, но, в отличие от идеализации, художник изображает не то, что видит, а то, что знает. Типологизация говорит об общем больше, чем об единичном.Единичное доходит до масштабности, некоторой стереотипности. Это искусство обобщенного жеста, клишированной формы, где детали моделируют не эмпирическую(чувственную), а надэмпирическую действительность.Картины  Пикассо «Фрукты» – схема яблока, портрет «Женщина» – схема женского лица- мифологическая реальность, которая несет колоссальный социальный опыт. Но вершина творчества Пикассо – это «Герника».
Герника Пикассо
Типологизация представляет интеллектуальный вариант современного искусства.

Есть высказывание, что типичность -понятие относительное. Что «типичное в одних пределах может быть нетипичным в других пределах»- утверждал Энгельс. Так, например, типичность и конкретность любого портрета далеко не то, что типичность и конкретность человеческих фигур, дополняющих собой какой-либо пейзаж. В первом случае мы имеем весьма полную индивидуальную характеристику человека, подробно передающую особенности, при которых можно узнать именно то, а не другое лицо. Во втором случае, наоборот, мы можем и не узнать в изображаемой фигуре определенное лицо, наше знание вполне может ограничиться более отвлеченными представлениями о человеке как явлении видовом и родовом, о человеке вообще.

Портрет ,О.А.Кипренский

Портрет А.С. Пушкина,О.А.Кипренский

Антуа́н Бланша́р Париж

Антуан Бланшар Пейзаж Парижа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Присутствие людей в пейзаже значительно оживляет сюжет, создает привычную умиротворенную атмосферу, на картине  появляется ощущение движения и жизни.

Из сказанного следует:  1) образы индивидуализированные (портретные) занимают в художественных произведениях центральное место, основное положение, а образы видовые играют дополнительные роли, имеют вспомогательное значение; 2) образы индивидуализированные имеют тенденцию к психологической углубленности, а образы видовые тяготеют к выражению своего содержания, главным образом путем показа своих связей с окружающим миром.

Образы индивидуальные, характерные и типические можно определить  по  степени и полноте смыслового акцента,обобщенности художественного образа в соединении  с мастерством воплощения  идеи автором.В руках настоящего  мастера  «материал» не просто «оживает»,а проявляет поистине волшебную   изобразительно-выразительную силу  в передаче самых тонких и  глубоких мыслей и чувств. Своими словами, о тернистых , противоречивых путях рождения художественного произведения сказала в своем  стихотворении«Мне ни к чему одические рати…» А. А. Ахматова:

«Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи…»

Как и из какого «сора»звуков, слов, красок, объемов рождаются  музыка, стихи, картины, архитектурные шедевры— это загадка, разгадать которую очень сложно.

Литература.

Е. Б. Борисова О содержании понятий «художественный образ и образность в литературоведении и лингвистике.Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35 (173).
Бычков В.В. Эстетика : Учебник. М. : Гардарики, 2002. – 556 с.

Основы этики и эстетики. Материалы к курсу эстетики для нефилософских факультетов Уральского федерального университета/

Ресурсы интернета

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.