Главная » Орнамент » История орнаментики » Скифская культура

Скифская культура

Еще одна культура существовавшая в период железного века — скифская культура (VII-IIIв.в. до н.э.). Скифы — племена, жившие в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и в Южной Сибири. Главным источником информации о скифах служили курганы.Богатые захоронения скифских вождей в так называемых Царских курганах потрясают воображение. Золото, литая бронза, искусно разукрашенное оружие, доспехи. Художественное творчество скифов в основном выражалось в декоративно-прикладном искусстве.Исследователи повсеместно отмечают своеобразие скифской культуры, визитной карточкой которой является так называемый звериный стиль.В основном изображались хищники: львы, пантеры, тигры, барсы, орлы. Реже — кабаны, рыбы, бараны, быки, козлы и олени. Огромную роль в скифской культуре играли образы фантастичных животных, таких как грифон, держащий в клюве голову оленя, рогатый волк, горный козел с клювом, кабан с когтистыми лапами, крылатый тигр с птичьей головой.Считается , что зооморфные образы функционировали в качестве средства моделирования мира в культуре праскифов задолго до формирования искусства звериного стиля, но не имели изобразительного воплощения вследствие иного отображения своей культуры. Когда же объективные причины породили необходимость воплощения этой древней модели мира в изобразительных образах, наиболее пригодным для этого оказался именно зооморфный код.

92545968_large_3925073_140026221

 

Что же означают скифские изображения зверей? Одни ученые полагают, что им приписывали магическую силу — способность передать человеку завидные свойства животных. Например, изобразив на рукояти меча орлиный глаз или львиную голову, желали наделить воина силой и зоркостью. Другие ученые считают, что звери были символами скифских богов. Третьи думают, что образы животных обозначали положение их владельцев в скифском обществе. 
Наверное, ближе всего к истине мнение тех, кто находит в искусстве звериного стиля мифологическое описание вселенной. Известно, что в скифской картине мира птицы были связаны с небом (верхним миром), копытные животные — с землей (средним миром), а хищные звери — с подземным царством (нижним миром). Устройство вселенной, состоящей из трех миров, повторялось в разделении общества на три сословия, а страны — на три царства. Поэтому такое понимание предметов звериного стиля включает в себя и все прочие значения — магическую силу, указание на богов-покровителей и на принадлежность владельцев к определенным сословиям или царствам. 
В произведениях звериного стиля реалистичность соединялась с декоративностью, стилизацией. В начале развития скифской культуры изображения животных чаще всего было обобщенными, но близкими к натуре. Однако со временем в творчестве скифов усиливается декоративность, узорчатость, схематизм. Фигуры животных теряются в сложном орнаментальном узоре, при этом сохранялось высокое композиционное мастерство, выразительность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.