Главная » Главная » Керамика Китая. 

Керамика Китая. 

220px-CMOC_Treasures_of_Ancient_China_exhibit_-_black_pottery_cauldron

Чёрная керамика культуры Хэмуду

Возраст ряда древних поселений Китая с древней керамикой  около 12–9 тысяч лет от нашего  времени. Для формовки сосудов в качестве шаблонов   использовались камни или деревянные болванки, на них набивалась пластичная  глиняная масса.Неолитические культуры Восточного Китая можно по праву считать одним из самых крупных в мире центров древнего гончарства.Мастера изготовляли емкости разных форм и назначения. Зачатки искусства  можно отнести к 5тыс. до н.э.(культура Хэмуду).Это своеобразная живопись на керамике в виде  прочерченных изображений животного мира,  растений.

Высокого уровня развития достигла  в Китае культура Яншао ( 5–4 тыс. до н.э.).Именно в это время начинают складываться основные типы форм посуды, ставшие впоследствии традиционными для китайской культуры.Излюбленными мотивами геометрических узоров на керамике Яншао были спираль, волнистая линия, зигзаги, треугольники, прямые линии.Особое значение придавалось отделке поверхности сосудов и их орнаментации. Особую группу орнаментальных мотивов составляли стилизованные изображения рыб, птиц, лягушек, змей. Для обжига  в культуре Яншао использовались не примитивные костры, а специально сооруженные обжигательные печи.

Yangshao pottery

Китайская керамика культуры Яншао

Появление гончарного круга в Китае связано  с культурой Луньшань ( 3- начало 2 тыс. до н. э.).  Гончарный круг ручного типа делал процесс формовки сосудов более быстрым, а изделия приобретали удивительную четкость контура и совершенство пропорций.  Изящные четкие формы и безукоризнено выполненная поверхность  луньшаньской  керамики не  нуждались в дополнительном украшении. Гончары Луньшаня владели секретом особой технологии обжига, в результате которой керамика приобретала насыщенно-черный цвет.

materiki62[1].jpg_rand=193493490485056

Керамика Луньшаня

Период Шань-Инь (1700 г. по 1050 г. до нашей эры)  связан с изобретением глазурных покрытий, значительно улучшающих внешний вид и практические качества изделий.Именно в этот  период  впервые в Китае начинают использовать для изготовления керамики особые белые глины – каолины — сырье для получения фарфоровой массы.Изделия гончаров 1 тысячелетия до нашей эры представляют собой так называемый “прото-фарфор” – они еще не были белыми и прозрачными, а скорее напоминали фаянс и майолику.

image062

“Прото-фарфор” 1 тыс. до.н.э.

 

 

Настоящий фарфор был впервые получен в 70-х годах 6 века нашей эры в провинции Хэнань.

Мастера в разных городах и уездах столетиями делали фарфоровую чайную  посуду, отличающуюся друг от друга техникой производства, цветами глазури и мотивами росписи.

Вначале фарфор декорировали очень скромно. Китайцы восхищались белоснежным черепком, прозрачной глазурью, и поэтому никакой росписи по поверхности не производили.

В середине эпохи династии Тан(608-907г.г.)  уникальным центром по изготовлению расписной керамики  в южных районах Китая стали мастерские Тунгуань-яо. Это было не только масштабное производство, но и самостоятельная художественная  школа, использовавшая для отделки керамики полихромную роспись красками на медной основе. В росписи преобладали зеленые и красные цвета в сочетании с коричневато-желтой и коричневой глазурью.В декор керамических изделий активно вводились надписи, иногда заменявшие собой живописные сцены.

В период династии Тан появилась техника Сань-цай,  одно из самых ярких  явлений в истории развития керамики этого периода. Сань-цай дословно: «три цвета».Хотя количество цветов глазури для украшения керамики могло быть больше. Изделия сань-цай делали в северном Китае,  художники эпохи династии Тан экспериментировали, смешивая многообразные цветовые оттенки глазури.Цвета практически  основаны на трех определенных окисях; железа( оттенки  желтого, кремового, янтарного, светло- коричневого цветов), меди – зеленый и иногда коричневый цвет и ,очень редко ,кобальта – синий цвет.

220px-Lead_glazed_ceramic_cup_Tang_China_8th_century

Керамическая чаша в технике сань-цай со свинцовым глазированием, династия Тан, Китай, VIII в. н. э

Китайцы использовали предметы в технике сань-цай для погребения вместе с богатыми людьми, для жертвенных ритуалов и для домашнего обихода.Самое большое число изделий в этой технике находят именно в захоронениях.

В эпоху династии Сун (960-1260) керамическое искусство Китая достигло своего расцвета. В те времена ремесленники изготавливали не только  белый фарфор, но и предметы из серой глиняной массы, которые особым образом обжигались, и в результате такой термической обработки приобретали новые свойства. При ударе такие изделия издавали особый музыкальный звук, который в Поднебесной был основным критерием для проверки качества фарфора. Эта керамика была известная своей красивой глянцевой глазировкой темного цвета с серебристыми или коричневыми узорами, которые принято называть соответственно «заячий мех» или «маслянистые разводы».

В этот же период  полного расцвета  достигло производство чайной посуды из сине-зеленого фарфора , знаменитых китайских селадоновых глазурей, история которых  начинается  в 1 тысячелетии до нашей эры.. Специфическая особенность селадоновой глазури – сдержанные зеленоватые тона окраски, подражающие цвету нефрита.В Европе такую посуду называют «селадон», по имени пастуха Селадона из романа Оноре д’Юрфе «Астрея», который носил светло-зеленую одежду.Костюм молодого человека, светло-зеленого цвета, стал не менее моден, чем только появлявшийся тогда в Европе китайский цинцы. Имя прижилось, и с тех пор фарфор зеленоватых тонов стали называть не иначе как селадон. Лучшими признаны фарфоровые изделия, производимые в уезде Лунцюань, пров. Чжэцзян, поэтому селадон известен в Поднебесной под общим названием «Лунцюаньский селадон»(«Лун Цюань цинцы»).

200px-Pot_tripode_Musée_Guimet_2418

Селадон, Китай.12 ст. Музей Гиме, Париж.

Начиная с 1004 года, центром производства фарфора стал город Цзиндэчжэнь. Первоначально город назывался Цинпинь, затем упоминается как Чаннаньчжэнь и свое нынешнее название Цзындечжэнь «Город Цзындэ» получил в 11 веке при императоре Цзындэ (1004 – 1007гг. династия Сун). За тысячелетия Цзындечжэнь стал родиной множества видов фарфора и его оформления.

Самыми известными являются 4 вида цзындечжэньского фарфора:

1. Фарфор с бело-синим орнаментом. Разноцветная роспись
2. Фарфор с монохромной цветной глазурью
3. Прозрачный фарфор «ботайцы»
4. Фарфор «розового семейства»

Фарфор с бело-синим орнаментом.Тонкий, полупрозрачный, украшенный узорами цзындечжэньский бело-синий фарфор в Китае называли «вечно-юным голубым цветком». Изделия с такой росписью занимали первое место по объему производства в Китае и являлись предметом коллекционирования аристократов в Европе и Азии.

samoe-dorogoe

Самое дорогое изделие из фарфора в мире – ваза 14 века, изготовленное в Цзындечжэне в эпоху Юань

 

 Разноцветная роспись.В середине 16 века распространенным методом росписи фарфоровой посуды стала техника Доу Цай (кит. «Соперничающие краски») — сочетание подглазурного кобальта с контрастными эмалевыми красками. Еще одной разновидностью являлась разноцветная роспись китайской чайной посуды.

chashakontrastrospis

Контрастная и разноцветная роспись.

 

Фарфор с монохромной цветной глазурью.Большой популярностью пользовалась посуда с монохромной цветной глазурью, в которой в качестве  красящего пигмента  были медь, железо или золото ( «пламенеющая  глазурь» и глазурь «цвета бычьей крови»). Другими оттенками цветной глазури, применявшимися для производства цзындечжэнского фарфора, были желтый, зеленый, черный и розовый.

2013_07_29_09_004

Монохромная глазурь

 

Прозрачный фарфор «Ботайцы».Ботайцы — тончайший, исключительно хрупкий белый фарфор. Этот  стиль обработки фарфора возник в правление императора Чжу Чжаньцзи  династии Мин в начале 15 века. Отличительной особенностью фарфора «ботайцы» является просветный узор, состоящий из отверстий, выполненных в сырой массе фарфора. Готовое изделие покрывалось несколькими слоями глазури и затем обжигалось. Собираясь в отверстиях, глазурь создавала эффект стекла. Часто отверстия оставались незаполненными, иногда узоры просматривались лишь на просвет. Из-за сложности производства  в стиле «ботайцы»изготавливались маленькие предметы чайной посуды: чайные пиалы, сосуды для хранения чая, стаканы для кистей.

2013_07_29_09_005

Прозрачный фарфор «Ботайцы»

Розовое семейство.Фарфор с преобладающими красками розового цвета впервые появился в правление императора Юнчжэня (1723 – 1735 гг., династия Цин). Технология получения при обжиге розовой краски из мельчайших кристаллов олова и золота пришла в Китай с Запада. К этому времени  европейцы разгадали секрет фарфора и китайцам пришлось выдерживать жесткую конкуренцию. При росписи фарфора «розового семейства» часто принимались стилизованные под Китай изделия европейских мануфактур.

chasharozovsemeistvo

Розовое семейство

 

 

Фарфоровое дело Цзиндэчжэна продолжало развиваться в периоды династий Мин и Цин (14 – 19 вв.): мастерство ремесленников совершенствовалось, на общем уровне качество их продукции стало заметно выше. По императорским указам устанавливали новые печи, для обслуживания заказов монарших домов.

С XVI века китайским фарфором заинтересовались европейцы.Но  до XVIII века королевские и княжеские дворы Европы вынуждены были платить  золотом за драгоценные китайские вазы, так как  не знали секрет  изготовления фарфора.

В середине  первого тыс. н. э. высокого уровня развития достигло также искусство скульптурной лепки. Рельефные изображения птиц, животных, цветов украшали сосуды; из глины изготовляли миниатюрные модели домов и лодок. Такие модели обычно были частью погребального инвентаря в гробницах богатых покойников.Настоящим чудом света по праву признана “глиняная армия” первого императора Китая Цинь Ши Хуанди, сопровождавшая его в иной мир.Гробница Цинь Ши Хуанди была раскопана в начале 80-х годов и в настоящее время является одним из известнейших памятников древности не только Китая, но и всего мира.

терракотовая-армия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.