Главная » Главная » История орнаментики древних культур.Европа.

История орнаментики древних культур.Европа.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита(15—10 тыс. лет до н. э.).Трудовая деятельность человека воплощалась в трудовых ритмах— повторах тела, взмахах рук. Не исключено , что древнейший вид искусства —трудовые песни, которые основываются на рабочих ритмах, свидетельство того, что человек давно осознал значение ритма.  Можно говорить, что ритм явился связывающим звеном между материальным и духовным миром, помагая в труде, развивая способность человека воспринимать мир, отражать его в своем сознании. Механические царапины и следы обработки материала приобретали характер ритмического повторения. Возникало изображение, которое мы называем орнаментом.

Скорее всего, самый первый орнамент украсил сосуд вылепленный из  глины, когда  до изобретения гончарного круга  было еще очень далеко.Состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных по горловине сосуда  пальцем, примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.Такие  вмятины не могли  сделать сосуд более удобным в пользовании, но делали сосуд интересней, радовали  глаз, и скорее всего несли  обереговую  нагрузку, защищали от  злых духов.
Хотя   ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражалось чувство ритма, формы, порядка, симметрии.

Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.
 Своеобразием украшения, чувством развитого художественного вкуса отличаются две категории бытовых предметов: копьеметалки и “жезлы начальников”. В них форма вещи и ее орнаментальное украшение или скульптурные детали не противоречат друг другу, а образуют единое художественное целое.
Те же черты отличают и украшения, занимающие важное место в жизни палеолитического человека. Тонкостью работы, оригинальностью орнаментальной композиции особенно выделяются палеолитические браслеты. Эти подлинные шедевры косторезного искусства удивляют и тем, что они выполнены каменными орудиями, без токарного станка, без маталлических сверл и резцов, украшающим их тончайшим узором в виде полос меандра, разделенных параллельными зигзагами, или же “елочным” узором, который расчленяют меандры-ромбы.


Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например , круг- солнце, квадрат земля, треугольник -горы, свастика -движение солнца и т.д. Но  они, по всей видимости не несли еще эстетическую нагрузку  ( часто орнаментом покрывались части, скрытые от глаз человека- днища, тыльные стороны украшений. Постепенно знаки -символы  приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал восприниматься  как элемент украшения. Определилось  назначение  орнамента- украшать.
Неолит.
  В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать.Посуду  делали еще без помощи гончарного круга.Сосуды покрывали узорами и изображениями, выполненными разными  способами: краской,насечками,ямками,налепами,углубленными линиями  и штрихами. 

small_keramika
Керамика неолита

Эпоха бронзы.
 В эпоху бронзы (в конце III тысячелетия до н. э.), когда в Египте успешно развивалась цивилизация Древнего Царства, а в Месопатамии шумерская цивилизация, Европа еще не вышла из неолита. Поэтому здесь как и в предшествующую эпоху, продолжает преобладать геометрическая орнаментика. Так, характерным узором изделий из художественного металла остаются криволинейные, волнистые, лентообразные или спиральные узоры. Керамические сосуды часто декорируются спиралью с выпуклой точкой в центре.
В эпоху бронзы появились топоры, кинжалы и наконечники копий,ритуальные  сосуды и различные украшения: застежки,пояса,пряжки, браслеты, серьги,кольца,нашивные бляшки.
Достаточно были освоены все техники  обработки металла:ковка, чеканка, литье, гравировка.Изделия из бронзы покрывали  орнаменты и изображения.

small_izdelija_iz_bronzy
Изделия из бронзы

Железный век
Наступил  железный век.Человечество научилось добывать железо, орудия из которого вытеснили каменные и частично бронзовые орудия.В Западной Европе  этот период представлен культурой  оседлых земледельческих племен- кельтов.Развитие этой культуры  состоит  из  двух периодов: гальштанского и  и латенского.

Гальштатская  культура ( примерно  900-400г. дон.э.) названа по захоронениям, найденным  возле г. Гальштат , юго-западная Австрия.Искуство племен этой культуры было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к  богатой росписи,роскоши. Это  были разнообразные  украшения из бронзы, золота, стекла,кости; фибулы  с фигуркам зверей бронзовые поясные  бляхи с выбитым узором, керамическая посуда- желтая или красная, с полихромным, резным или штампованым  геометрическим орнаментом.Использовался  гончарный круг. 

 

         cms (1) cms

Латенская культура является наследником гальштатской культуры в западных регионах распространения последней.Это культура железного века (VI вв. до н. э.), распространённая по всей Центральной и Западной Европе (Франции, Испании, Швейцарии), на Балканах, Малой Азии, Британии и Ирландии. Названа по селению Ла-Тен в Швейцарии. .Керамика  этой культуры сделана  в основном на  гончарном круге. Это как серебристые (с добавками графита в глину), так и красного цвета сосуды с орнаментом или изображениями животных, людей. Также встречаются бронзовые сосуды, в том числе известные ещё в гальштатской культуре ситулы и цисты.

 

220px-Gundestrupkarret1
Котёл из Гундеструпа — богато декорированный  серебряный  сосуд, датируемый около I в. до н. э., относящийся к поздней латенской культуре.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.