Главная » Композиция ДПИ » Главные законы композиции » Главные законы композиции

Главные законы композиции

    Главными законами  системы композиционных  закономерностей в ДПИ  являются законы  традиции, целостности  и тектоники.
  Закон традиции. 
  Определяющей чертой  декоративно- прикладного искусства является наследие  многовековых традиций.Именно традиция регулирует сложный процесс отбора, освоения, передачи  и  развития  культурного опыта. Характер связи композиции  и художественного наследия  опредилился в разных структурах: каноничной, традиционной и новаторской.
          Искусство древнего мира, средневековья канонично.Существовали определенные  нормы, каноны в  мировозрении  и эстетических  взглядах,  в формообразовании, орнаментации, композиционных стереотипах, приемах выполнения. Мастера того времени  боялись потерять традицию, так  как это могло привести   к социальному вырождению и гибели культуры.  Каноничная культура просуществовала 4-5 тысячелетий— от основания  восточных рабовладельческих государств  до средневековой Европы.На Украине каноничные культуры- это трипольская,скифская, античная, раннеславянская, древнеруская и т.д.

ris31


  Народное творчество,которое возникло скорее всего в  раннем средневековье,основывается  на художественной традиции,которая в отличии от канона  изменчива, динамична.Длительный  процесс  коллективного    творчества благотворно повлиял на формирование и закрепление наиболее ценных достижений.Закон традиции действует как главная сила, движущая творчеством. Народные мастера  осваивая  секреты технического мастерства, формообразования, орнаментации,совершенствовали  форму,обогащали  декор.

   В  следствии распада городского цехового ремесла в 17-19 веках профессиональные мастера художники переориентировались с традиционной на  новаторско-художественную структуру.С этого времени новизна в произведениях профессионального  мастера стала важнейшим качеством композиции.Чтобы отказаться от каноничных  правил  мастерам пришлось создать новые  требования к произведениям искусства, новые традиции. Однако новаторство, отрицание традиционной формы, иконографии декора нельзя осуществить без традиций и профессионального мастерства, без принятия или отклонения определенных композиционных схем. Значит в ДПИ закон традиции — это единство и борьба нормативно-типологических и вариативно-новаторских направлений в структуре композиции произведения.  Мастера древнегреческой керамики, унаследовав некоторые формы с эгейской культуры, впоследствии довели их количество до 300 традиционных разновидностей, однако в канон вошли  не более двадцати употребляемых  предметов. Разновидности форм  ограниченны высотой и шириной, тогда как  традиционный декор разнообразен.
 Закон традиции обеспечивает прямой выход на этническую и мировую художественную память. Различные специализированные хранилища:  библиотеки, музеи, архивы сохраняют огромные массивы художественной информации «до востребования» .  

 

Закон целостности.

Целостность — свойство и качественный показатель художественного произведения, синтезирует его элементы, части в единое целое. 

Основные черты целостности — неделимость, подчиненность и группировки элементов, частей композиционной структуры произведения . Они проявляют свои свойства на различных уровнях.

 Целостность сверхструктурыа / среда, жилье, интерьер; б / бытовая посуда, утварь; в / костюм. 

Целостность структура / единство утилитарного и декоративного; б / единство формы и декора.

 Целостность подструктура / элементы и части формы; б / элементы и мотивы орнамента; в / колорит, тональность.

 Для достижения композиционной целостности иногда прибегают к группировке элементов, то есть объединение отдельных деталей формы, мотивов орнамента в большие части формы или рапортные единицы узора.  Известно, что человек может воспринимать одновременно ограниченное количество элементов / семь, не более /. Если их количество переходит эту грань, то в сознании мгновенно и преимущественно бесконтрольно проходит объединения их в группы. Из этого принципа, связанного с нашим восприятием, и следует прием группировки. Народ давно обнаружил вкус, умение и изобретательность в создании целостной художественной системы интерьера жилища, костюма. Каждый регион имел свои особености. Так традиционный интерьер подольской хаты  отличается логическим взаиморасположением мебели и домашней утвари, ковров, верет и вышитых полотенец. Печь и побеленные стены украшали рисованным и бумажным декором.
Во  внутренней среде гуцульского дома деревянные не беленые стены  , мебель, посуда и другие предметы украшены резьбой и выжиганием, печь с камином украшена  кафелем , кровать покрыта рядном  или покрывалом. На стене — иконы на стекле, рядом подвешены початки кукурузы, засушенные травы, яйца. И в одном и в другом  интерьере ощущается гармоничная  слаженность»орнаментально-песенного ритма «, единение ансамбля с природой, как неделимой части природы.
dom04dom18



Если неделимости композиции произведения профессиональный художник достигал благодаря стержневой ‘конструктивной идеи «, то в произведениях народного искусства неделимость заложена в устойчивой первооснове народного искусства — традиции . Задумает мастер простейшую конструктивную идею вазы — удлиненный цилиндр , при основании чуть выпуклый, в верхней части, наоборот, вогнутой. Форма легкая, целостная, построенная на мягких нюансных очертаниях контура. С увеличением у формы компонентов / низкая, ухо, декор и др. / возникает проблема их подчинения главной форме. Однако подчинение основывается не только на соотношении величин, но и на их художественном качестве и месте в структуре.Закон целостности помогает раскрыть подчинение компонентов структуры произведения, единство образа через сложную систему связей: форма произведения в ансамбле,в  какой среде, форма части в общей форме предмета и форма элементов в части формы. 

Закон тектоники.
Художественное осмысление функциональной и материально-конструктивной структуры является средством создания эстетической выразительной формы произведения. Закон тектоники действует в народном и профессиональном творчестве, однако с той разницей, что в народной он заложен в традицию, в то время как художники прибегают к нему сознательно, избирательно применяя тот или иной материал, технику, конструкцию и т.д.

Тектоника — гармоничная взаимозависимость формообразования, выражается общей формулой: функция — материал — структура — конструкция — форма. Любое профессиональное формотворчество, — это выяснение границ функционирования художественного предмета. Четкое представление об условиях и характере применения произведения позволяет определить материал, тип его  художественной структуры и конструктивное решение формы. На конструкцию формы, ее тектонику  в значительной степени влияют природные, технические и технологические свойства материалов. Например, широкий диапазон различных ценных свойств имеет древесина, ее можно обрабатывать вручную и на станках — рубить, колоть, резать пилой и резцами, строгать, точить, шлифовать, сверлить, склеивать и прессовать, распаривать и гнуть. Отсюда такие широкие возможности в изготовлении из дерева совершенной тектонической формы техникой выдалбливания, вырезания, бондарства, на токарном станке, столярничество. Для художественных работ большое значение имеет также и естественный мягкая  приятная расцветка древесины, своеобразная узорчатая текстура. После определения взаимосвязи функции и материала разрабатывается следующий круг связей, ведущих к выявлению соответствующей структуры и организации художественной конструктивной формы. Далее композиция формы ‘шлифуется’: уточняются пропорции и ритмический строй элементов формы, выделяются акценты и композиционный центр. Таким образом, завершенную форму можно квалифицировать как художественно совершенную — тектоническую. Она имеет гармоничное соотношение всех компонентов и исходных условий функции, материала, техники изготовления, конструкции и т.п..

Среди произведений декоративно-прикладного искусства можно выделить три основные объемно-пространственные тектонические структуры. В зависимости от характера взаимосвязи между объемом и пространством различают формы: со скрытой, частично скрытой и открытой структурой.
В композиции декоративных произведений плоскостного характера в тектонике орнаментов различают микро-и макроструктуру, закрытую и открытую структуру

Микро структура — иначе тектоническая структура сложного орнаментального мотива / рапорта /, выявляет характер взаимосвязей между простыми орнаментальными мотивами и элементами орнамента.

 Макро структура — тектоническая структура рапортной сетки.  Для построения ленточного, сетчатого, розеточного орнамента, с точки зрения геометрического строения такая структура есть одно интервальной, простое прерывистое или непрерывестое движение, которой применяется в устойчивых композиционных схемах орнамента. Таким образом, в сложных орнаментальных композициях с многоэлементными мотивами и большими рапортами структура размещается в структуре.
 Но если рапорт состоит из одного или двух простых мотивов / элементов /, макро-и микроструктура полностью смещаются в одну общую тектоническую структуру.Например, геометрический орнамент для набивки, состоящий из двух простых мотивов, имел лишь микроструктуру. 
Открытая тектоническая структура орнамента имеет свободное ритмическое развитие мотивов / Повтор рапорта / на плоскости в четырех направлениях до бесконечности. Например, сетчатая композиционная схема орнамента.

www.naxolst.ru_.1Ленточный орнамент динамично развивается, повторяя рапорт в двух направлениях.
 Закрытая тектоническая структура орнамента лишена развития, ограниченная соответствующими границами. Например, розеточный орнамент, зеркально-одноосный и др.

zamknyt.ornament.-www.naxolst.ru_Закон тектоники способствовал целесообразному выбору структуры и конструкции произведения в соответствии с задачами создания выразительной формы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.