Главная » Главная » Керамика Древней Греции.

Керамика Древней Греции.

В зависимости  от исторической эпохи и стиля, древнегреческая  керамика  имеет свою классификацию.

Крито-минойская цивилизация

Расцвету керамики в Античной Греции предшествовало развитие гончарного дела на острове Крит, одного из ведущих центров Эгейской культуры.

Каждый период развития крито-минойской цивилизации привносил в историю керамики свои новшества.

Древнейшую минойскую керамику изготовляли без гончарного круга; сосуды лепили руками и обжигали на очаге. Это были разнообразные формы кувшинов и горшочков. Сосуды украшали росписями или процарапанными орнаментами в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, перекрещивающихся линий.Позже мастера стали использовать гончарный круг и  технологию обжига в специальных печах. Появились более разнообразные формы сосудов: чаши, кубки, сосуды  с вытянутым как у чайника  носиком. Поверхность обрабатывали тонким слоем обмазки и расписывали как темной краской на светлом фоне, так белой и желтой на темном. Рисунки стали сложнее, в виде спиральных узоров и волнистых линий. Сосуды, украшенные орнаментом в виде пятен (Басилики), или полос (Пиргос) дают представление о достижениях в керамическом искусстве раннеминойского периода (2600—2000 до н. э.)

 

sidorova_iskusstvo_egeiskogo_mira-49

Стиль Пиргос (Ранне-минойский период)

Уже в начале 2 тысячелетия в среднеминойском периоде складываются значительные экономические центры — Кносс, Фест, Гурния развиваются товарные отношения с Египтом и сирийским побережьем. Создаются  первые дворцы- резиденции правящего рода и позже владыки — царя.

Дворцовая цивилизация на Крите господствовала около 600 лет и состояла  из  двух  основных периодов: 1) старых дворцов (2000—1700 гг. до н. э.) и 2) новых дворцов (1700—1400 гг. до н. э.). И в каждом периоде  в оформлении  керамики можно выделить характерные особенности. Великолепная минойская керамика стиля «камарес» (2000—1700 гг. до н. э..) соответствует древнему дворцовому периоду. Стиль получил такое название по названию пещеры, где были найдены эти образцы.

Керамика Камарес из дворца в Фесте (Древний дворцовый период)

Стенки сосудов украшены стилизованным растительным орнаментом из сочетающихся друг с другом спиралей, дисков, розеток. Эти геометрические фигуры создают впечатление непрерывного движения и этот исключительный  динамизм –отличительная черта, присущая всему минойскому искусству. Росписи выполнены в красочной цветовой гамме.На темном фоне  цвета асфальта  рисунок выполнен сначала белой, а затем красной или коричневой краской разных оттенков.

Около 1700 г. до н. э. дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро подверглись сильному разрушительному землетрясению. Но катастрофа лишь ненадолго приостановила развитие критской культуры. Дворцы были отстроены, они сохранили планировку своих предшественников, но превзошли старые здания своей монументальностью и архитектурным декором. В истории минойского Крита этот период известен как «период новых дворцов».

И он отмечен  «критским натурализмом»- первоклассной керамикой, обильно украшенной рисунками животных и цветов, пейзажами. С 1650-х годов до н. э. в росписи сосудов появляется новый стиль-морской. Керамические вазы украшают изображения моллюсков, раковин, рыб и осьминогов. Рисунки обитателей подводного мира выполнены в темных тонах на светлом фоне. Роспись подчинена форме сосуда, каждая часть рисунка как бы подчеркивает его архитектонику.

1502539_original

Морской стиль минойской керамики периода расцвета

В середине XVв. Крит пережил катастрофу, повлекшую гибель  дворцов и  других критских поселений. Одна из гипотез предполагает, что причина гибели минойской цивилизации  — в грандиозном извержении вулкана на острове Фера (совр. Санторин) в южной части Эгейского моря. По другой гипотезе виновниками катастрофы стали греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции (скорее всего с Пелопоннеса).

              Микенская культура. 

Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура(около  1600г. до н. э).

Микенская керамика во многом уступает критской керамике и в  изяществе и в разнообразии декоративных росписей, но превосходит в техническом отношении: тоньше и лучше обожжен  черепок, более прочные краски. При росписи  сосудов используются краски, которые после  обжига  приобретают красивые оттенки.
Особенно часто на микенских вазах встречается изображение морских животных. Но осьминоги и каракатицы, которые знакомы нам на критских вазах, здесь теряют свою реалистическую трактовку и приобретают чисто орнаментальный характер.

Для   росписи изделий  характерны  животные и растительные мотивы, позже, с 1200 г. до н. э. в росписях появляются изображения людей и кораблей. Некоторые образцы ваз являются высокохудожественными произведениями (например: Кратер с изображением процессии воинов).

212115389

Кратер воинов.Терракота, роспись. Около 1200 до н. э.

В настоящее время при раскопках  микенскую керамику находят по всей территории Эгейского мира. Ее вывозили и ей подражали мастера других центров.В результате дорийского вторжения(XIII—XII вв. до н. э.) центры микенской культуры были уничтожены, Вазопись пришла в упадок. Приблизительно сто лет существовала субмикенская керамика, с полным  отсутствием орнамента.

Керамика Античной Греции получила свое развитие, восприняв достижения мастеров гончарства крито-микенской цивилизации. В полисах Древней Греции керамика становится одним из главных видов художественного ремесла. Древнегреческий вазопись начинается приблизительно с 1050 до н.э. периодом геометр. Своего расцвета она достигает в VI-V вв. до н. э. Изделия греческих мастеров становятся известными далеко за пределами Греции и оказывают всюду большое влияние на местную продукцию. Ведущее место среди греческой керамики занимает производство различных сосудов. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия гончаров выполняла их из простой глины, для росписи использовался только лак. Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства.

220px-Miniature_hydria_Thebes_Louvre_A566

Геометрический стиль

Существует четыре стиля вазописи:
1.Геометрический  стиль складывается в IX-VIII в. до н.э. Распространенным украшением стиля был геометрический орнамент, условно-стилизованные фигуры людей и животных. Центром распространения данного стиля были Афины.

2. В конце VII в. до н.э. вазы стали украшать восточными узорами, этот стиль называется  «ковровый» или «ориентализирующий». Рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона, что способствовало гармоничной связи орнамента с поверхностью сосуда.  Сюжеты росписи чаще всего были мифологические. Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски. Одним из крупнейших центров изготовления такой керамики был город Коринф.

3. В VI в.до.н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль. Сосуды стали украшать многофигурными композициями из жизни богов. Фигуры рисовали черным лаком на желтом, оранжевом и розоватом фоне.
4. Около 530 г до.н.э. афинские мастера создали краснофигурный стиль. На черном фоне неокрашенные фигуры имели цвет глины.В чернофигурных композициях роспись давалась черным лаком по не закрашенному фону, в красно-фигурных — темный лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение не закрашенным (его красноватый цвет — это естественный цвет глиняного черепка).

220px-Amphora_cockerel_Louvre_E646  vaza12drvgreecevasop2

Ковровый стиль        Чернофигурный стиль     Краснофигурный стиль

 

Греческая вазопись— декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом, принадлежит к вершинам мирового прикладного и изобразительного искусства. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до элинизма, то есть, начиная с   2500г.до н.э.   до 30 г. до н.э.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. Если же ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения  искуствоведами  принято  давать вазам «служебные» имена, отражающие  либо особенности ваз, либо место обнаружения или хранения. Так ваза Франсуа (хранится в Археологическом музее Флоренции), великолепное творение гончара Эрготима и мастера аттического чернофигурного стиля Клития (первая половина 6 в. до н.э.), была найдена в этрусской гробнице возле Кьюзи.

 

77

Ваза Франсуа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.