Древний Рим

 Историю  римского искусства обычно делят на  два  периода:  республиканского Рима и  Римской империи.На искусство  первого периода сильное влияние  оказала культура  этрусков. В своих орнаментах этруски изображали  животных, пальметы, грифонов, крылатых львов, сцены из мифологии.Этруски  использовали  также  графический  орнамент. В узоре тканей  преобладали россыпи  горошин  и крестиков.Одежда украшалась вышитыми бордюрами. Крайний практицизм.простота быта и нравов  сказались на римском декоре.
В римском декоре  выделяют четыре  декоративных стиля.Все они имеют общее название – помпейские или помпеянские стили – это условное обозначение стадий развития древнеримских стенных росписей со II века до нашей эры до 3 четверти I века нашей эры. Такое название они получили потому, что изучались на основе нескольких сохранившихся городов – Помпей, Геркуланума и Стабии.
В доме Саллюстия в Помпеях сохранился прием росписи стен, получивший название в науке «первый помпейский стиль»— инкрустационный (2 век до н.э. – 80-е годы 1 века до н.э.)
Стена расписывалась в подражание кладке стены из цветного мрамора – темно-красного, желтого, черного, белого. То есть, имитировала цветные мраморные панели. Все архитектурные элементы украшения стены (пилястры, карнизы и др.) выполнялись из стука.68Второй помпейский стиль — Архитектурный или Перспективный стиль (эпоха Римской республики)( с 80-х годов до н.э. – 20-х годов 1 века н.э.).В нем стены расчленяются живописно-иллюзорно ( в переводе на русский – живоподобно, как-будто не нарисованные, а настоящие) эффектно исполненными колоннами и портиками; декорации как бы раздвигают стены дома и увеличивают пространство интерьера

89Первый и второй декоративные стили имеют очень слабо развитую орнаментику.С помощью  архитектурных обманок, пейзажных сюжетов римляне пытались создать иллюзию открытого пространства,так как представление об идеальном жилище было связано с огромными размерами.
 I в. до н.э.-I в.н.э.- время  максимального  расцвета культуры  Древнего Рима. Именно  в этот период возник период римской орнаментики.Огромные богатства  стекающие в Рим из покоренных земель способствовали тому, что  римские патриции  забыли  о своем стремлении к аскетизму и утонули в роскоши.Размеры  жилища  были признаком  богатства и могущества, и были возведены в эстетический принцип.Свое развитие  этот принцип получил в  третьем- кондилябрном стиле.Мотив кондилябра  становится характерным элементом римского декора, определив  характер самих композиций- центрический, симметричный,линейно-вертикальный.Тонкие полосы и гирлянды орнамента этого стиля усиливают эффект громадности пространства.

0o                 Roman_fresco_from_Boscoreale-198x300

Помпезным и эклектичным стал  орнамент четвертого стиля.Стиль просто выплескивает орнаментику вместе с архитектурным изображением на всю стену.Этот стиль называют декоративным и иллюзорным.Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.

87В римском орнаменте появляется  композиционные качества:симметричность, повсеместное выделение центра,обыгрывание мотивов  трехчастной композиции.
  Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.