Древний Египет.

Декоративно прикладное искусство в  Древнем Египте достигло  не менее  высокого уровня чем архитектура и  скульптура.Это подтверждают многочисленные  предметы, найденные   в гробницах под толщей песка. Египетские мастера путем длительных поисков и наработки навыков довели до высокого совершенства художественные ремесла: резьбу по дереву и кости, ювелирное дело  и различные виды обработки  металлов, изготовление  стекла и фаянса, тонких прозрачных  тканей. 
Формирование древнеегипетского искусства начинается в додинастический период(Vтыс.- рубеж IIIтыс. до н.э.).Верования и обряды,связанные с  заупокойным культом,определили характер художественных изделий  того времени.Период Древнего царства(XXVIII-XXIIIв. до н. э.)- время  сложения основных форм египетской культуры и египетского канона, который определил содержание, главные правила построения   и расположения сцен, используемых при создании рельефов и росписей, ставших впоследствии традиционными.
Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.
Особого мастерства египтяне достигли в обработке камня.Первые экземпляры  каменных сосудов  относятся  к эпохе неолита.Сосуды были  лишены декора, их эстетическая ценность заключается в красоте материала и формы. Общее число сосудов,найденных в галерее  ступенчатой пирамиды Джоссера, представителя  третьей династии  фараонов,составило около 35 тысяч.

00081yhe

Каменные сосуды из-под пирамиды Джосера.

Новое царство  представлено  замечательными  алебастровыми сосудами из  гробницы Тутанхомона.

ant003-4


Алебастровый кубок из гробницы Тутанхамона.

 Глиняная посуда известна в Египте с Vтысячилетия до н.э..Ее формы,декор возникли еще в  додинастический  период.Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой и украшали сосуды очень примитивным орнаментом,получившимся во время обжига.Это полосы черного цвета или белые узоры  по красному фону глины.
Со временем  глиняная посуда вытесняется металической.В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с растительным орнаментом.
 К выдающимся достижениям  художественных ремесел относятся изделия из фаянса. Египтяне изготавливали из фаянса  самые разнообразные изделия:полихромные ожирелья, конопы,статуэтки,сосуды  для благовоний, разнообразные кубки  из синего фаянса с черным декором разнообразной тематики и мотивов.
Самое древнее производство стекла существовало также в  Древнем Египте.Древнейший стеклянный предмет:бусы, созданы еще до первой династии.Шедевры египетских стеклодувов: виноградная гроздь и   сосуд из синего стекла в форме  рыбы из  Амарны.

s640x480

Сосуд в форме рыбы из Ахетатона (Эль-Амарны). Цветное стекло.

Египтяне были знакомы с технологиями обработки меди и бронзы.Значительный успех выпал на долю ювелиров.Ими был освоен новый технический прием -зернь.До  нашего времени дошли диадемы в виде венков,ожерелья, пекторали, подвески, перстни. В период Нового царства ювелиры достигли вершины своего мастерства.
Считается, что растительный орнамент появился в искусстве  Древнего  Египта, хотя самые  древние  растительные  элементы   были  геометризированы.В дальнейшем  абстрактный  геометрический узор  соединили  с условно-реалистическим  растительным и  анималистическим  орнаментом. В орнаменте Египта  отразился трансформированный окружающий мир,наделенный  религиозными представлениями и символическими  значениями.В декоре  часто использовался  цветок лотоса- атрибут богини Исиды, символ  божественной производящей силы природы,возрождающейся жизни, высокой   нравственной чистоты,здоровья, в мире мертвых-  магическое средство  оживления усопших.Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. 
В древнеегипетский орнамент входили изображения  алое,растения,символизирующего жизнь в  загробном мире, стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декоре можно видеть венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др.
 Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

post-231-1225909437

Орнамент потолков.Мемфис и Фивы.

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента.
Линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.