Главная » Главная » Декоративно-прикладное искусство.Средства эстетического воздействия

Декоративно-прикладное искусство.Средства эстетического воздействия

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.  Это  собирательный термин, условно объединяющий  два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.Решая в совокупности, как и архитектура практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают несколькими  характеристиками: созданы по законам красоты; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления  предметов быта и интерьера.

Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Основой  декоративно-прикладного искусства  является  народное  творчество.Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества, которое  было одновременно познанием мира, образным мышлением и практическим действием.

Эстетически насыщая и преображая окружающую человека среду, произведения декоративно-прикладного искусства  обычно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением, с другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий).Поэтому значимость произведений ДПИ наилучшим образом может быть понята лишь при ясном представлении о взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей и ритмическая структура изделия служат единственными средствами воплощения его эмоционально-образного содержания. Например,изделия из стекла  без декора наглядно доказывают особое значение для произведений ДПИ чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка. Эмоционально-содержательный образ изделия часто активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением его формы с каплей, цветком, фигурой человека или животного, их отдельными элементами, с каким-либо другим изделием).

va010_anytime

На образную структуру  предмета также существенно влияет декор. Нередко именно благодаря декору предмет быта становится произведением ДПИ, обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме). Например, нарядная роспись поверхности  и  простая форма  хохломских изделий  различны по своему эмоциональному звучанию. Декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.загруженное (1)

Для создания декора предметов декоративно-прикладного искусства широко используют орнамент и элементы  изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже графика). Средства изобразительного искусства и орнамент мастера  ДПИ используют и в  форме предмета ( волюты — спиралевидные  завитки с «глазком» в центре; звериные лапы и головы в деталях мебели ; пальметты — стилизованные пальмообразные листья; сосуды в виде цветка, птицы, зверя, фигуры человека).

19193694_w640_h640_4f86b2e04e4bc

 

Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решетки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра).images (1)

Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

i_053

Стилизованный образ  того или иного  предмета сохраняет только самые характерные его признаки, детали же выполняются условно.Узор или группа узоров, украшающие тот или иной  предмет,должны соответствовать  его назначению, подчеркивать форму и материал, из которого этот предмет сделан.В зависимости  от материала  и назначения  изделий узоры  могут быть выполнены различными техниками: вышивкой, аппликацией, резьбой, лепкой, мозаикой, росписью, трафаретом и т.д.

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начала проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки играют в декоративно-прикладном искусстве роль особо активных средств эстетического воздействия.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.